Соционика

Материал из Медицинская википедии
Перейти к:навигация, поиск

Соционикаконцепция[⇨] типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга[⇨] и теории информационного метаболизма А. Кемпинского. Модифицируя и развивая[⇨] Юнговскую типологию, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им «социотипа», называемого также ТИМ («тип информационного метаболизма»). Из типологии Юнга соционика выводит существование 16 таких типов.

В соционике субъектами информационных взаимодействий и следующих из них взаимоотношений могут быть не только отдельные люди (взаимоотношения которых рассматривает более общепринятая соционика), но и группы людей, коллективы и даже этносы и государства — это предмет рассмотрения более абстрактной, «интегральной соционики»,предлагаемый некоторыми авторами. В рамках соционической модели можно также рассматривать взаимодействие человека со сложными техническими устройствами и процессами производства. Предлагаемое расширение предмета соционики требует привлечения методов информатики и социологии, делая её междисциплинарным направлением, однако этот подход встречает мало поддержки.

По мнению сторонников соционики, её прикладное значение заключается «в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении адекватных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними».

Профессора Г. Финк и Б. Майрхофер (Австрия) ставят соционику на первое место среди отобранных ими четырёх моделей личности(включая кибернетическую теорию Маруямы, пятифакторную модель, обычно называемую «большая пятёрка»), а также типологию Майерс-Бриггс, как заслуживающих особого внимания в силу их значимости в исследовании личности.

Соционика преимущественно используется в России, Украине и странах Восточной Европы, а несколько похожая на нее постъюнговская типология Майерс-Бриггс используется больше в США и Западной Европе, (при этом соционика имеет ряд отличий от типологии Майерс-Бриггс, включая наличие теории взаимодействий или отношений между типами)[1] На Западе термин «соционика» употребляется в науке также и для обозначения междисциплинарной области исследований в области распределённых систем искусственного интеллекта и их приложениям к социологии.

Статус соционики

О статусе соционики существуют противоположные мнения. По наиболее смелым оценкам она представляет собой самостоятельную дисциплину, выходящую за рамки психологии, однако при этом даются совершенно разные определения её предмета — её называют «междисциплинарной наукой, лежащей на стыке психологии, информатики и социологии», «отраслью знаний, изучающей процессы, происходящие в обществе», «информационной бионикой». Некоторые версии соционики рассматривают соционическую типологию личности применительно к коллективам и группам людей и даже целых народов, а другие распространяют её и на неодушевлённые объекты, такие, как технические устройства. Но этот подход встречает возражения даже среди социоников. Некоторые соционики полностью выходят за рамки психологии и социологии, рассматривая в рамках соционики «информационные взаимодействия технических устройств». В настоящее время соционика не входит в номенклатуру научных специальностей ВАК РФ, однако изучается в ряде университетов. Например, академик Российской академии наук, вице - президент РАН, ректор Московского государственного университета,профессор В.А. Садовничий утвердил основную программу высшего профессионального образования по специальности « Социология» , принятой Университетским Межвузовским объединением (УМО), включающий 116 университетов России, и утвержденной и введенной Министерством образования и науки РФ, в которую входит изучение основ соционики. Указывается, что "на основе определения своего соционического типа студенты могут более глубоко понять свои индивидуальные особенности, выработать эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми". Программа разработана на социологическом факультете МГУ.

Другие авторы, напротив, рассматривают соционику только в рамках психологии, как одну из многих существующих психологических типологий, вариант типологии Юнга. По мнению этих авторов, для выделения её в «отдельную науку» нет оснований. Чаще всего её при этом сравнивают с типологией Майерс — Бриггс.

По поводу статуса соционики есть различные мнения, в том числе негативные. По одному из таких мнений, соционика — псевдонаука[2]. Философ П. Монастырский предлагает для проведения исследований обратиться к понятию соционического типа, при этом считая, что категории соционики являются умозрительными, не основанными на эмпирическом опыте[3]. Артеми Магун связывает бурный рост под видом новых направлений в науке таких экзотических, причудливых и «эндемичных», по его мнению, дисциплин, как имиджеология, акмеология, соционика, с общим упадком высшего образования в постсоветской России.[4] Существуют и другие точки зрения; её занимают как отдельные соционики, так и ряд психологов и социологов, публикующих исследования в рамках соционической теории.

Неопределённость статуса соционики связана также с такой часто отмечаемой её особенностью, как существенный разброс идей «соционических школ» и отдельных исследователей как в теоретическом аспекте, так и в практических приложениях.

Соционика как типология личности

В некоторых учебниках для вузов и книгах по психологии соционическая типология, или типология информационного метаболизма, рассматривается наравне с другими типологиями личности. Финк и Майрхофер (Австрия) рассматривают соционику в одном ряду с «кибернетической теорией» Маруямы, «большой пятёркой», а также типологией Майерс-Бриггс.

По мнению ряда социоников, соционическая типология полностью согласуется с юнговской и следует из неё, в отличие от типологии Майерс-Бриггс, отклонившейся от типологии Юнга ввиду переставленых в ней у интровертированных типов позиций доминантной и вспомогательной психических функций. По мнению других, говорить о «полной согласуемости с первоисточником» некорректно: и в соционике, и в типологии Майерс-Бриггс по сравнению с оригинальной типологией Юнга произошла трансформация терминов.

По примерной основной программе высшего профессионального образования по специальности «Социология», принятой Университетским Межвузовским объединением (УМО) «диагностика соционического типа» при помощи опросника Майерс—Бриггс , а также умение «проанализировать свои индивидуальные особенности и стратегии взаимоотношений с другими людьми на основе знания социотипа» входит в учебный курс дисциплины «Социальная психология».

Основы соционики

Соционика была сформулирована в начале 1970-х годов литовским экономистом Аушрой Аугустинавичюте и изложена в её работе 1980 года «О дуальной природе человека». Основным материалом для создания соционики послужило творческое прочтение работы работы Юнга «Психологические типы».

Аугустинавичюте также заимствовала концепцию «информационного метаболизма» из теории Антона Кемпиньского, использовав образное сравнение автора о том, что психика, «питается» информационными «сигналами», и осуществляет таким образом информационный метаболизм, причём одни сигналы — полезны, а другие — вредны, истощают психику[5].


Типология Юнга

Основные психические функции по Юнгу:Шаблон:Легенда2Шаблон:Легенда2

Понятие «психических функций» ввёл в психологию (в 1921 году) и развил в своих последующих работах известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. По Юнгу, они представляют собой характеристики индивидуальных психических процессов, которые в комбинации позволяют описать различные «типы личности». Опираясь на свой практический опыт, Юнг выделил и обозначил следующие характеристики": «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Их он определил следующим образом:

  • Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
  • Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

По мнению Юнга, одна из этих характеристик или «функций» может быть господствующей над другими, и тогда формируется соответствующий «психологический тип» — мыслительный, чувственный, ощущающий или интуитивный.

Восемь наглядных психологических типов
Функция Интроверсия / экстраверсия
Мышление Экстравертное мышление
Интровертное мышление
Чувство Экстравертное чувство
Интровертное чувство
Ощущение Экстравертное ощущение
Интравертное ощущение
Интуиция Экстравертная интуиция
Интравертная интуиция

Другой характеристикой, выделенной Юнгом, была психологическая установка, которая может быть экстравертной либо интровертной — направленной перимущественно на восприятие внешнего мира, либо «внутрь себя». Полагая, что «чистых» экстравертов и интровертов не бывает, Юнг считал, что у каждого человека одна из этих установок всё же преобладает. Это понятие, введённое автором на интуитивном уровне, было затем обосновано научными методами, в том числе, с использованием факторного анализа и многих других.

С учётом психологической установки, четыре психологических типа Юнга (мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный) дают «восемь наглядных психологических типов» (показаны в таблице справа).

Основные и дополнительные функции

Помимо основной психической функции, для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Основные и дополнительные функции
Основная функция Возможные дополнительные
Мышление Ощущение
Интуиция
Чувство Ощущение
Интуиция
Ощущение Мышление
Чувство
Интуиция Мышление
Чувство

Шаблон:Легенда2 Шаблон:Легенда2

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот), хотя этот простой принцип, согласно Юнгу, выполняется далеко не всегда. Он проиллюстрирован на рисунке[⇨], где по горизонтали расположены рациональные функции, а по вертикали — иррациональные.

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция (ощущения либо интуиции), а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция (мышления либо чувства).

Применимость юнговской типологии

Юнг не предназначал свою типологическую систему для классификации людей. Он считал её, во-первых, инструментом исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта, его классификации в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» — пишет Юнг). Во-вторых, типология — инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок.

Однако позже на основе Юнговской типологии были созданы инструменты именно для классификации: тесты Грея—Уилрайта, опросники «Индекс юнговских типов» (JTI) и Майерс—Бриггс (MBTI). Соционика также основана на классификации и делает на её основании объяснительные и предсказательные выводы. Кроме того, она распространяет классификацию и на воспринимаемую человеком информацию[⇨].


Психические функции в соционике

Основная функция Название в соционике Интроверсия / экстраверсия Название в соционике
Мышление Логика экстравертная Socionics symbol Te.svg «деловая логика»
интровертная Socionics symbol Ti.svg «структурная логика»
Чувство Этика экстравертная Socionics symbol Fe.svg «этика эмоций»
интровертная БЭ «этика отношений»
Ощущение Сенсорика экстравертная Socionics symbol Se.svg «силовая сенсорика»
интровертная Socionics symbol Si.svg «сенсорика ощущений»
Интуиция Интуиция экстравертная Socionics symbol Ne.svg «интуиция возможностей»
интровертная Socionics symbol Ni.svg «интуиция времени»

Шаблон:Легенда2 Шаблон:Легенда2


«Психические функции», которые у Юнга были количественными характеристиками психических процессов, А. Аугустинавичюте назвала «вариантами информационного метаболизма», и высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует восемь «соционических функций», каждая из которых воспринимает один определённый «аспект» информации, поступающей из окружающего мира

« ...в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окружающего мира.
А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»
»

Эти функции, по Аугустинавичюте, представляют собой элементы психики, с помощью которых человек взаимодействует с соответствующими «информационными аспектами» окружающего мира. По способу идентификации они полностью соответствуют «восьми наглядным психическим типам» Юнга (см. таблицу).

В соционике развитость той или иной соционической функции соответствует способности человека разбираться в определённых аспектах окружающего мира.

Аугустинавичюте также внесла изменения в терминологию Юнга: вместо названий «мышление» и «чувство» используются термины «логика» и «этика», а вместо «ощущение» — «сенсорика», и ввела для функций графические обозначения:

Несколько слов о происхождении графических символов:

Сенсорику мы обозначили кружком Socionics symbol Si.svg, фигурой, которая создаёт впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником Socionics symbol Ni.svg, который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом Socionics symbol Ti.svg, как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла Socionics symbol Fi.svg.

— Аушра Аугустинавичюте.

«Информационные аспекты»

С точки зрения соционики, «информационный поток», воспринимаемый и обрабатываемый психикой, делится в процессе «информационного метаболизма», в соответствии с числом соционических функций, на восемь «аспектов», каждый из которых «обрабатывается» своей функцией. Соционика исходит из положения, что разные типы личности по-разному воспринимают и обрабатывают «информационные аспекты», в связи с разницей в развитии соответствующих функций.

Краткое описание «информационных аспектов»
Отражает Способность к обработке имеет следствием
Socionics symbol Te.svg «деловая логика» Устройство технологических процессов, принципы работы механизмов, деловые качества, уровень эффективности и оптимальности, целесообразность. Организаторские способности, стремление и умение к сбору полной и достоверной информации.
Socionics symbol Ti.svg «структурная логика» Причинно-следственные связи и соотношения между объектами, объективные закономерности, правила и схемы. Понимание формальных правил, стремление к систематизации информации и деятельности.
Socionics symbol Fe.svg «этика эмоций» эмоциональное состояние человека, эмоциональную оценку объектов и явлений в «объективном» смысле Умение управлять настроением отдельного человека и эмоциональным фоном в группе, выражать чувства и эмоции, стремление и умение создавать имидж.
Socionics symbol Fi.svg «этика отношений» меж-личностные отношения, субъективные симпатии и антипатии, моральную оценку поступков людей по отношению друг к другу. Возможность манипуляции отношениями, понимание тонкостей поведения в обществе, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
Socionics symbol Ne.svg «интуиция возможностей» Потенциальные качества и возможности объектов, способности людей, варианты. Многоплановое восприятие мира, стремление к новаторству.
Socionics symbol Ni.svg «интуиция времени» Тенденции развития событий, пути перехода от одной ситуации к другой, своевременность, связь событий во времени. Способности к прогнозированию, оценке затрат времени, способности по управлению своим и чужим временем.
Socionics symbol Se.svg «силовая сенсорика» Физическую силу и волевые качества людей, влияние их материального положения и веса в обществе, расстановку сил, объективные качества внешнего вида объектов. Способности к восприятию материальных объектов и окружающего пространства, настойчивость, властность, «пробивные» качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
Socionics symbol Si.svg «сенсорика ощущений» Гармонию форм и положений одних объектов относительно других, ощущения органов чувств, физическое состояние человека. Стремление к удобству, комфорту и уюту, здоровью, физическим удовольствиям, умение это ненавязчиво обеспечить себе и другим.

Соционический тип

В соционике учёт «дополнительной» функции[⇨], «восемь наглядных психических типов»[⇨] Юнга дают шестнадцать соционических типов - типов «информационного метаболизма», (ТИМ).

Разными социониками было предложено несколько систем обозначений типов. Все системы можно условно разделить на три группы:

  • «Персонажные» и «исторические» названия — псевдонимы, по именам известных исторических личностей или литературных персонажей, которые, как считается, относятся к соответствующим типам.
  • Характеристические обозначения — псевдонимы, указывающие на выраженные черты социотипов и (или) предпочтительную профессиональную принадлежность.
  • Формульные обозначения, основанные на совокупности модельных признаков: «базисе Юнга», «признаках Рейнина», принадлежности к «малым группам Рейнина», или на «модели А».

Жирным шрифтом дано наиболее употребительное название, прямым шрифтом в скобках — употребляемое реже или устаревшее, курсивом после запятой — перевод англоязычного аналога):

  • ИЛЭ, «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • СЭИ, «Дюма» («Санчо Панса»), «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • ЭСЭ, «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • ЛИИ, «Робеспьер» («Декарт»), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • ЭИЭ, «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • ЛСИ, «Максим» или «Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • СЛЭ, «Жуков» («Командор») «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • ИЭИ, «Есенин» («Тутанхамон»), «Лирик» — интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • СЭЭ, «Цезарь», «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • ИЛИ, «Бальзак» («Горио»), «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • ЛИЭ, «Джек» или «Джек Лондон» («Робин Гуд»), «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • ЭСИ, «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • ЛСЭ, «Штирлиц» («Шерлок Холмс»), «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • ЭИИ, «Достоевский» («д-р Ватсон»), «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • ИЭЭ, «Гексли» («Том Сойер»), «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • СЛИ, «Габен» («Гек Финн»), «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя различных функций и аспектов может меняться.

Согласно концепции А.Аугустинавичюте, все 16 типов в совокупности образуют целостную информационную систему — «социон», целостность которого обусловливается информационными взаимодействиями между ними.

Информационная модель психики (модель А)

Аугустинавичюте разработала информационную модель психики человека, которую назвала своим инициалом, «модель А». Использование «модели А», по мнению социоников, позволяет описать особенности восприятия мира и поведение представителей разных соционических типов, дать научный прогноз отношений между людьми и служит основой для теории интертипных отношений. В ней используются термины психоанализа «Эго», «Суперэго» и «Ид», а также неологизм «Суперид». «Модель А» состоит из восьми полей, соответствующих всем четырём психическим функциям Юнга в обоих вариантах психологической установки (как «экстравертные» и как «интровертные»). Для каждого социотипа в эти ячейки заносят аспекты, на которых акцентированы психические функции у данного социотипа.

Модель А на примере типа «ИЛЭ»:

Шаблон:ТИМ

1 2
4 3
6 5
7 8
Эго
Супер-эго
Суперид
Ид
  • 1 функция — «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и «программу действий» человека.
  • 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
  • 3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов.
  • 5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
  • 6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
  • 8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Блоки «Эго» и «Суперэго» называют «ментальное кольцо», а блоки «Ид» и «Суперид» — «витальное кольцо». Считается, что обработка информации в функциях первого кольца осознаётся человеком, а второго — происходит бессознательно. Распределение аспектов по функциям колец в модели А получается зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».

Функции блоков «Эго» и «Ид» характеризуются как «сильные», а функции блоков «Суперэго» и «Суперид» — «слабые». Имеется ввиду соответствующее различие в возможностях — по пропускной способности и гибкости в оперировании выбранным аспектом информации.

Некоторые школы отмечают и исследуют у функций модели А различия по ещё нескольким параметрам, например размерностям, знакам и т. п.

Интертипные отношения

Соционика — не столько типология личности, но в гораздо большей мере теория отношений, возникающих в результате взаимодействия между типами.

Под интертипными отношениями понимаются особенности информационных взаимодействий между представителями соционических типов. Результат взаимодействия двух типов (и характер интертипного отношения) зависит от того, какие на каких позициях в моделях этих типов стоят взаимодействующие функции.

Подробное описание механизма возникновения и сущности всех интертипных отношений дано автором теории А. Аугустинавичюте.

Таблица интертипных отношений

Малые группы

Соционическая квадра

Соционические типы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют четверку или «квадру». У всех ТИМов квадры совпадают ценностные информационные аспекты (также называемые квадральными ценностями) (в модели А они занимают позиции базовой, творческой, внушаемой и активационной функций), делая общение внутри квадры максимально комфортным и неконфликтным.

  • 1 квадра — «альфа» — Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер
  • 2 квадра — «бета» — Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин
  • 3 квадра — «гамма» — Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер
  • 4 квадра — «дельта» — Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен

Соционический клуб

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название — установка на род деятельности).

  • «учёные», «сайентисты» (логики—интуиты) — Дон Кихот, Робеспьер, Бальзак, Джек Лондон
  • «управленцы», «производственники» (логики—сенсорики) — Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен
  • «социалы» (этики—сенсорики) — Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер
  • «гуманитарии» (этики—интуиты) — Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли

Кольца заказа

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях заказа и суперэго, образуют противоположно направленные кольца заказа.

  • экстравертное квестимное кольцо заказа («энергогенераторы» по Гуленко) — Дон Кихот, Гамлет, Наполеон, Штирлиц
  • экстравертное деклатимное кольцо заказа («энергоносители» по Гуленко) — Гюго, Гексли, Джек Лондон, Жуков
  • интровертное квестимное кольцо заказа («инфогенераторы» по Гуленко) — Робеспьер, Габен, Драйзер, Есенин
  • интровертное деклатимное кольцо заказа («инфонакопители» по Гуленко) — Дюма, Максим Горький, Бальзак, Достоевский.

Кольца контроля (ревизии)

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях контроля (ревизии) и суперэго, образуют противоположно направленные кольца контроля.

  • динамики-негативисты («хозяева» по Переслегиным) — Дюма, Гамлет, Бальзак, Штирлиц
  • статики-позитивисты («воины» по Переслегиным) — Дон Кихот, Максим Горький, Наполеон, Достоевский
  • статики-негативисты («авантюристы» по Переслегиным) — Робеспьер, Гексли, Драйзер, Жуков
  • динамики-позитивисты («подарки» по Переслегиным) — Гюго, Габен, Джек Лондон, Есенин.

Другие малые группы

Всего в соционике известно 35 малых групп, образованных из социотипов, у которых совпадает три (два ортогональных и третий связанный с ними) из 15 признаков Рейнина, в частности:

  • «квадрат» (признаки рациональность/иррациональность, рассудительность/решительность, беспечность/предусмотрительность). Типы в такой группе связаны дуальными, полудуальными и родственными отношениями.
  • «букет», или «темпераментная группа» (признаки экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность, статика/динамика). Типы в такой группе связаны родственными, деловыми отношениями и отношениями суперэго.
  • «стимульная группа» (признаки экстраверсия/интроверсия, интуиция/сенсорика, беспечность/предусмотрительность).
  • «группа аргументации» (признаки логика/этика, рациональность/иррациональность, конструктивность/эмотивность).
  • и другие группы…

Каждая из этих групп состоит из 4 информационных аспектов, таким образом. потенциально имеется для рассмотрения 35x4=140 информационных аспектов.

Признаки Рейнина

В 1984 г. математик Григорий Рейнин предложил не 4 а 15 признаков, в связи с чем они и получили его имя. «Признаки Рейнина» в настоящее время используются при соционическом типировании некоторыми школами соционики, в то время как другие школы их не признают.

Критики признаков Рейнина (Д. и М. Лытовы, В. Ермак, С. Кельганкин) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике немало их сторонников, несмотря на существенные отличия в их понимании разными школами и недостаточность доказательной базы.

Методы определения типа

На основании проведенных исследований психолог Т.Н. Петрова сделала вывод, что при комплексном использовании ряда методик - как интроспективных (опросников), так и проективных, можно с высокой степенью достоверности определить тип информационного метаболизма (ТИМ) человека. Применение только интроспективных опросников дает значительную погрешность[6][7]

Можно выделить следующие основные подходы к определению социотипа:

По способу получения информации

  • Тесты
  • Интервью
  • Эксперимент. Метод эксперимента используется при создании специальных условий, постановке реальной задачи, которую должен решить типируемый. При этом эксперты наблюдают за реакциями, действиями, принимаемыми решениями и делают вывод о способе обработки информации типируемого.
  • Наблюдение (наблюдение за деятельностью человека или группы; за поступками, реакциями типируемого; наблюдение внешности). Особый вид этого метода - образно-чувственное узнавание ТИМа экспертом по первому впечатлению от типируемого (особенно по портретному сходству).
  • Сбор досье в виде документов, текстов, свидетельств очевидцев, дневниковых записей, результатов творчества, видео материалов, фотографий и т. д.

Идентификация ТИМа состоит из этапов: выдвижения гипотезы и верификации ТИМа

В процессе диагностики происходит процесс сравнения наблюдаемых проявлений человека с эталоном. На практике в соционике используются следующие эталоны сравнения:

  • индивидуальный образ ТИМа психики (внешний вид, поведение, особенности движений, а также образ информационный, как модель реакций определённого ТИМ психики), который формируется в психике каждого эксперта при наблюдении за представителями различных ТИМов психики;
  • описания типов, подтипов, акцентов типов и т. д., составленные разными авторами;
  • дихотомии Юнга (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность);
  • признаки Рейнина;
  • модель А с описанием работы функций;
  • модель А, дополненная параметрами размерностей и знаков функций;
  • схема интертипных отношений;
  • другие модели разных авторов (в т.ч. обобщённые графические портреты ТИМов, предложенные Екатериной Филатовой - см.: Филатова Е. С. "Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласия". 1994 г.).

В разных школах используются различные совокупности методов диагностики, в соционике нет единого общепринятого метода диагностики ТИМа.

Тесты

Первые соционические тесты появились ещё в самом начале развития соционики. Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырёх базовых дихотомий «логика-этика», «интуиция-сенсорика», «интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-рациональность». Кроме того, с конца 1980-х гг. соционики использовали опросники, составленные на основе типологии Майерс-Бриггс. В примерной образовательной программе РФ подготовки бакалавров по социологии за 2010 год, где соционическое типирование включается как один из методов социальной психологии, для определения соционического типа применяется опросник Майерс-Бриггс. Многие школы соционики утверждают о неполном соответствии типологии Майерс-Бриггс и соционической типологии, однако считают допустимым использование различных дихотомических тестов, включая различные адаптированные версии опросника Майерс-Бриггс в качестве одного из инструментов, наряду с другими, для определения соционического типа, или типа информационного метаболизма.

В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нём используется древовидная структура. Тест Гуленко построен аналогичным образом, хотя вопросов в нём уже около 70.

В последнее время появились более сложные опросники, которые учитывают больше параметров. Наиболее известные из них «Многофакторный Тест» (МТ) Д. и М. Лытовых и опросники В. Таланова (ПКЛ, ЛОГиТ, ЛОТ), однако эти разработки нуждаются в независимой проверке.

Вайсбанду принадлежит попытка разработать набор диагностических признаков, тестирование по которому предполагает подробное ознакомление со смыслом каждого из них. Этот тест граничит с методами анализа поведения.

Противники тестового метода утверждают, что эта методика ненадёжна ввиду проблематичности адекватной самооценки человеком, и процесс типирования возможен только с сопутствующим применением других методов. При этом существует довольно успешный, с точки зрения популярности, пример применения тестов в активно развивающейся и широко распространяющейся типологии Майерс-Бриггс, где, впрочем, интервьюирование является желательным уточняющим этапом.

Согласно результатам исследования Т. Н. Петровой, интертестовая сходимость при определении социотипа по тестам Гуленко, Кейрси и Мегедь и Овчарова составляет только 25 %. Она считает, что такие расхождения отчасти обусловлены следующими причинами:

  • существует проблема отделения устойчивого и неизменного в психике человека, от динамики психических процессов, текущего состояния и влияния внешней среды на психику человека;
  • специалист, проводящий диагностику, на основе наблюдений, бессознательно переносит собственный тип, субъективизируя оценку типа реципиента;
  • диагностируемый человек не разбирается в свойствах своей психики, либо намеренно или бессознательно искажает свой психотип, пытаясь подстроиться под требования, предъявляемые к избранной профессии или должности;

поэтому при определении типа она предлагает использовать не только тесты-вопросники, но и другие методики, в том числе проективные, «позволяющие уточнить слабо осознаваемые или сознательно искажаемые элементы информационного метаболизма».

Интервью

Соционическое интервью представляет собой беседу эксперта (или группы экспертов) с типируемым на запланированые и произвольные темы. Иногда беседа может дополняться заполнением соционических анкет или тестов.

В ходе диагностики, эксперт по ответам типируемого:

  • оценивает степень выраженности ряда признаков ТИМ: предпочтения типируемого по каждой дихотомии (базиса Юнга), признаки Рейнина, принадлежность типируемого к малым группам, и др.
  • выявляет наличие/отсутствие индикаторов определённых параметров функций при обработке типируемым разных аспектов информации. Во всех 16-ти моделях ТИМа ни одна функция не повторяет другую своими тремя параметрами (размерность, знак и витальность/ментальность), и это позволяет соотнести набор парметров функции с определённым типом. Для выявления параметров функции в соционике разработаны индикаторы параметров функций.

На основе анализа способа обработки информации выносится заключение о ТИМе, некоторыми социониками практикуется выдача протокола диагностики ТИМа. Протокол диагностики — документ, содержащий запись вопросов экспертов и ответов типируемого, полный анализ ответов с точки зрения параметров функций, вывод о ТИМе, список экспертов, время и место проведения диагностики ТИМа.

Практические приложения соционики

Соционика применяется в педагогической, библиотечной, авиационной и других предметных областях.

Соционика используется в образовательном процессе, как инструмент учителя для управления учебным процессом. Утверждается что педагог, владеющий соционическими знаниями и технологиями, может сознательно налаживать взаимодействия с окружающими и повысить эффективность профессиональной деятельности. Целенаправленное использование интертипных отношений позволяет интенсифицировать дидактический процесс, усилить мотивацию учащихся. Соционика также применяется для оценки индивидуально-психологических и личных качеств человека с целью прогноза успешности его профессиональной деятельности.

Соционика представляет интерес в области рекламы и маркетинга, поскольку позволяет объяснить причины поведения потребителей.

Соционика служит инструментом изучения личности и творчества писателя, типологии персонажей его произведений. Метод лингвосоционического моделирования, предложенный Л. М. Комиссаровой, применяется при анализе индивидуального лексикона языковой личности. Перевод соционических характеристик в речевые называют «методом лингвосоционического моделирования».

Соционические методы были предложены для моделирования информационных процессов в системах «человек-машина», а также практически используются для моделирования систем «оператор-воздушное судно» при обучении летчиков, и в других аналогичных областях. На основании распоряжения Министерства транспорта РФ Департаментом летных стандартов в 2001 г. была утверждена типовая программа «Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора», предусматривающая знание основ соционики летчиками и другими авиационными специалистами и прогнозирование методами соционики взаимодействий в авиационных экипажах, в том числе следующие темы: «Авиационная соционика и её место в решении проблемы человеческого фактора», «Проблема формирования летных экипажей и других авиационных коллективов с высокой эффективностью взаимодействия», «Формирование эффективных команд на базе соционических моделей», «Проблема оценки взаимодействия человека и техники» Оценка взаимодействия в системе «пилот — воздушное судно».

Ввиду многообразия сфер применения соционики, её концепций и информационных моделей, с 90-х годов 20-го века предложено различать соционику личности, или дифференциальную соционику, и обобщённую, более абстрактную интегральную соционику[значимость факта?]. Ряд специалистов считает, что концепции информационного метаболизма, кибернетического моделирования и общей теории систем позволяют выйти за рамки собственно психологии и социологии и рассматривают информационные взаимоотношения технических устройств, а также виды информационных взаимодействий человека как оператора с различными техническими и электронными системами управления крупных производств, в том числе химических, атомными электростанциями, сложными компьютерными комплексами, с адаптивно перестраиваемыми под конкретного оператора интерфейсами.

Издается 4 рецензируемых журнала, посвящённых соционике и практическому применению её методов в различных сферах: «Соционика, ментология и психология личности» (с 1995 г.), «Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология», «Психология и соционика межличностных отношений», «Педагогика, психология и соционика образования».

См. также

  • Шаблон:Cite journal
    "Socionics was developed in the 1970s and 1980s mainly by the Lithuanian researcher Ausˇra Augustinavicˇiute. The name ‘socionics’ is derived from the word ‘society, since Augustinavicˇiute believed that each personality type has a distinct purpose in society, which can be described and explained by socionics. The system of socionics is in several respects similar to the MBTI; however, whereas the latter is dominantly used in the USA and Western Europe, the former is mainly used in Russia and Eastern Europe. For more information, the reader is referred to the website of the International Institute of Socionics and to several scientific journals edited by this institution (see http://socionic.info/en/esocjur.html#top). Despite of several similarities there are also important differences. For instance, the MBTI is based on questionnaires with so-called forced-choice questions. Forcedchoice means that the individual has to choose only one of two possible answers to each question. Obviously, such tests are self-referential. That means they are based on judgments of persons about themselves. Socionics rejects the use of such questionnaires and is based on interviews and direct observation of certain aspects of human behavior instead. However, if personality tests are well constructed and their questions are answered properly, we expect results that often make sense. For that reason, we do not reject test questions principally, but we have to take into account their self-referential character. Another difference relates to the fact that socionics tries to understand Jung’s intuitive system and to provide a deeper explanation for it, mainly in terms of informational metabolism (Kepinski & PZWL, 1972). Further, socionics is not so much a theory of personalities per se, but much more a theory of type relations providing an analysis of the relationships that arise as a consequence of the interaction of people with different personalities."
  • Волков Е. Н. Воздействие психолога: принципы выбора мировоззренческой позиции и профессионального поведения // Практическая психология в междисциплинарном аспекте: проблемы и перспективы. Материалы Первой Международной научно-практической конференции, 15-16 октября 2008 г., Днепропетровск.
  • Монастырский Л. М. Роль научных и вненаучных знаний в развитии концепций современного естествознания // «Успехи современного естествознания», № 11 2006
  • Шаблон:Cite journal
  • Кемпинский А. Экзистенциальная психиатрия. — М-СПб.: Университетская книга, Совершенство, 1998. — 320 стр.
    "В сигнальном метаболизме, т.е. в получении информации из окружения и реагировании на нее (реакция организма, в свою очередь, является сигналом для окружения), существуют законы, аналогичные законам энергетического метаболизма, а именно, закон специфичности структуры и закон равновесия между между анаболическими и катаболическими процессами. Подобно тому,как субстанции, ассимилируемые организмом, разбиваются на основные элементы из которых организм строит собственную структуру, потоки информации, поступающие извне, преобразуются в специфические структуры (отсюда правильность утверждения, что каждый живет в своем собственном мире). Способность интеграции является одной из самых существенных черт нервной системы. Количество энергии, поступающей в организм благодаря его анаболическим процессам (построение), в общем, уравнивается с количеством энергии, выходящей благодаря процессам катаболическим (распада)... Аналогично существует определенное равновесие между информацией, принимаемой из окружения, и высылаемой в него... Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждает верность известного выражения "психическое несварение"... Современный человек часто...не может переварить то, что к нему поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок... Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. По мере развития ... все более богатым становится обмен сигналами с окружением, благодаря чему модель окружающего мира лучше соответствует действительности, а формы реагирования становятся разнообразнее. Человек достиг в этом максимального развития, и можно было бы рискнуть сделать утверждение, что "информационный метаболизм" играет у него большую роль, нежели энергетический"
  • http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/%D0%A1%20120-125.pdf
    "при соответствии интроспективных оценок и максимально объективизированных показателей проективных методик, коррелирующих с элементами ИМ, можно с высокой степенью достоверности идентифицировать ТИМ человека"
  • Петрова Т. Н. Комплексная диагностика особенностей информационного метаболизма человека // Вестник ТГГПУ. — 2009. — В. 2—3 (17—18). — С. 120—125.