Синдром Стендаля

Материал из Медицинская википедии
Перейти к:навигация, поиск

Синдром Стендаля — это психосоматическое расстройство, которое порождается созерцанием прекрасного, особенно когда-то находится в слишком большом количестве. Прекрасные виды старинного города, природная красота зеленых полей, предметов искусства — все это может стать причиной того, что у человека сильно учащается пульс, начинается головокружение и галлюцинации. Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых мужчин или женщин.

Происхождение

Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» свои ощущения во время визита в 1817 году во Флоренцию:

Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей Синдром Стендаля

Симптомы

Несмотря на множество описаний приступов у людей, посещавших флорентийскую галерею Уффици, синдром был описан только в 1979 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. В одноименной книге Auxologia: Graziella Magherini: La Sindrome di Stendhal (книга) она классифицировала случаи болезни по их происхождению:

  • туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой
  • итальянские туристы также имеют иммунитет, поскольку находятся в этой атмосфере с самого рождения
  • среди остальных туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.

Впервые диагноз был поставлен в 1982 году.

Чаще всего кризис наступает во время визита в один из 50 музеев Флоренции, колыбели Ренессанса. Внезапно посетитель оказывается поражен глубиной чувств, которые художник вложил в свое произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину. Несмотря на относительную редкость синдрома, охранников музеев Флоренции учат, как вести себя с жертвами синдрома.

Термин часто используется для описания реакции слушателей на музыку периода романтизма.

См. также