Психология

Материал из Медицинская википедии
Перейти к:навигация, поиск

Психология - (От греческого ψυχή (psyché) - душа, дух; λόγος (logos) - учение, наука) - наука, изучающая психические явления (мышление, чувства, волю) и поведение человека, объяснение которых находим в этих явлениях.

Греческая буква Пси - символ психологии

Психическое - философская категория, отражающая явления как человеческого, так и животного, даже растительного мира. Зоопсихологию, которая исследует явления элементарной психики, поведения, познавательных процессов у животных, относят как к психологическим, так и к биологическим наукам. Когда идет речь о психике человека, присущие ему явления, следует помнить, что она структурно и качественно отличается от своих эволюционных предшественников.

Психологическое знание развивалось с доисторических времен в магической и мифологической традициях. Впервые как отрасль научного знания психология предстает в философских учениях античных мыслителей. В трудах европейских, арабских философов и медиков разрабатывались следующие вопросы: природа восприятия, структура психики, природа аффектов, психосоматика, процессы мышления, природа снов и грез, природа взаимоотношений (любовь, дружба, родство) и т.д.. До сих пор значительное влияние на научные представления о душе, психический мир производит развитие смежных наук (медицина, педагогика) и человеческих практик (искусство, религия, управления), в свою очередь, пользуются из достижений психологии.

Психическое (его природа, границы, принципы существования) все еще terra incognita для научного знания и постоянно становится пространством спекуляций и мистификаций со стороны шарлатанов. Психическое остается также в фокусе внимания религий, которые утверждают его универсальность и примат относительно физического мира. Психическое является уникальной сферой, в которой живем все мы; независимо от возраста, пола, профессии, образования - каждый из нас «психологом» на бытовом уровне.

Психологическое знание является основой специфических практик. Традиционно прикладной психологией называют отрасли науки ориентированы на применение психологических знаний в конкретных сферах деятельности (музыкальная, политическая психология, психология образования или труда); практическая психология - это область знаний и исследований относительно форм и методов использования психологических знаний специалистами-психологами (консультантами, тренерами) . Практическая психология включает в себя психодиагностику, консультирование, коррекцию.

Употребление термина

Слово психология появляется в XVI веке. Впервые употребленное в названии книги, не сохранилась, но упомянутая в списке работ хорватского гуманиста Марка Марулич (1450-1524). Признание срок приобрел благодаря трудам Кристиана Вольфа (1679-1754) Psychologia empirica и Psychologia rationalis, упомянутых во французской Энциклопедии. Сегодня, кроме названия системы научных знаний, слово психология и его производные применяются в отношении широкого спектра бытовых, профессиональных, социальных явлений:

  • в быту психологией называют мир переживаний, мотивов, отношений, есть то, что является предметом психологической науки и описывается категорией психическое;
  • учебная дисциплина психология преподается во всем мире как будущим психологам, так и студентам смежных дисциплин. В Украине с 1998 года психология входит в учебную программу средней школы;
  • о психологизм, говорят в случаях, когда психологией объясняют явления и факты (срок распространен в искусство-и правоведении)
  • на рынке услуг присутствуют предложения психологических тренингов, тестов, консультаций - практик, часто не имеющих научной базы, но «используют бренд».

Научный аппарат

За полтора века, с тех пор как психология начала самостоятельное существование, идут по основным положениям науки. Определения ее предмета различными школами отражало не только мировоззренческие, методологические установки исследователей, но и носило идеологический характер, как в случае с советской наукой. Там психология должна бороться за выживание, ведь определение психики как функции мозга было «утверждено и освященное» КПСС. В то же время существовала психофизиология, изучающая функции мозга, с другой стороны, в прокрустово кровать не помещались исследования, например, содержания субъективных переживаний, закономерностей психических образов, никак не объясняются химическим составом нейрогормонов или особенностями прохождения нервного импульса. Несколько иными были проблемы ученых Европы и США. Здесь все большее влияние приобретал позитивизм, который ставил под сомнение научность методов описательной и структурной психологии. Послушным откликом на эту критику стало появление поведенческой психологии, которая провозгласила сознание пережитком схоластической науки и нивелировала смысл психологии как науки о человеке во всей сложности и неповторимости последней. На другом крыле появились маргинальные течения, отвергали научные методы, провозглашая психологическую теорию и практику сферой «свободного искусства».

На сегодня компромиссным выглядит следующее определение:

Психология - наука о совокупности психологических явлений и поведение человека, высших животных, объясняется на основе этих явлений. Итак, объектом науки является человек, существо наделено сознанием и внутренним субъективным миром (изучение животной психики принадлежит, главное, биологическим наукам и в психологии такие знания используются в качестве материала для сравнения). Кратчайшим определением предмета науки могло быть «психика» или «психическое», однако это было бы неверным, слишком обширным. Категория психического рассматривается философской онтологии, а с такими продуктами психики как человеческие отношения, творчество имеют дело социология и искусствоведение.

Специфическим для психологии является исследование психических явлений, которые управляют деятельностями и отношениями человека.

Базовыми категориями отечественной психологии (по определению Петровского и Ярошевского) являются:

  • образ; образ становится содержанием психических процессов, именно система образов формирует сознание;
  • действие, действия единые по цели в совокупности составляют деятельность; связанные понятия: поведение, реакция;
  • мотив; связанные понятия: стимул, ценность, мотивация;

эти три категории присущи многим живым существам, а последующие являются специфически человеческими:

  • отношения;
  • переживания;
  • деятельность;
  • общения;
  • личность.

Причем три последние имеют особый статус мета-и екстрапсихологичних, как, описывающих сложные формы психической реальности, рассмотрение которых даже выходит за пределы психологии. Всего авторы предлагают 24 категории, которые, по их мнению, «формируют каркас психологического познания».

Задачей психологии наряду с изучением психологических фактов и закономерностей, является установление механизмов психологической деятельности. Это означает изучение работы конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Здесь психология сталкивается с рядом наук: медициной, физиологией, биофизика, биохимия, кибернетикой и др..

Среди задач науки:

  • изучение индивидуальных качеств, закономерностей и путей их формирования в современных условиях;
  • изучение влияния ведущей деятельности на психику человека, межличностные и межгрупповые взаимоотношения;
  • определение психологических средств воздействия коллектива на личность и способов защиты от таких воздействий;
  • установление закономерностей динамики работоспособности;
  • определение мер и средств психологического комфорта для работы и жизни;
  • определения информативных методов диагностики и психокоррекции;
  • изучение закономерностей психологической подготовки.

Методы психологии

Метод - это совокупность приемов или операций, которые нацелены на решение конкретной задачи.

Основные познавательные методы психологии

  • наблюдение и самонаблюдение
  • эксперимент
  • психодиагностические методы

Методы активного психологического воздействия:

  • психологическая консультация
  • Психологическая коррекция
  • психологический тренинг
  • психотерапия и реабилитация

Методы психологической теории

Методы некоторых психологических практик

История развития психологических знаний

Подробнее: История психологии

Принято говорить об истории психологии в контексте западной культуры, хотя научная мысль арабского мира, Индии, Восточной Азии имеет свои давние традиции и несомненные достижения в теории и практиках психической деятельности. Существует несколько подходов к периодизации развития психологии. Как наука, в современном позитивистском смысле слова, сформировалась в конце XIX в, когда в 1879 году начала работу основана В. Вундтом (1832-1920) в Лейпциге лаборатория экспериментальной психологии. Из названной точки зрения, исследования прошлых тысячелетий является «предысторией науки». Отечественная традиция в этом вопросе отмена от западной. М. Г. Ярошевский (1915-2001), А. Роменец (1926-1998) и другие историки психологии хотят видеть свой предмет в широких временных рамках, поэтому их труда носят названия «История психологии древнего мира и средних веков», « История психологии эпохи Возрождения »и другие.

Итак, первые учения и практики психической деятельности возникали в доисторические времена, в рамках магической традиции и анимистических культов. На протяжении тысячелетий люди мыслили психические явления как проявление души, составляющей человеческого существа, которое управляет телом. Такой взгляд присущ современным религиозным и идеалистическим течениям, которые провозглашают душу нематериальным сущностью человека. От древности до XIX века Античная эпоха

В античную сутки психология возникла и развивалась как учение о «душе». Первые древнегреческие философы придерживались материалистических взглядов на природу души.

Гераклит (около 540-480 гг. Н.э.) учил, что «душа» материальная и представляет собой одно из преходящих состояний вечно движущейся и вечно меняющейся первоосновы материального бытия - огня.

Демокрит (около 460-370 гг. Н.э.) считал, что "живое существо отличается от неживой главным образом двумя свойствами - движением и ощущением. Он утверждал, что« душа есть подвижный начало »,« есть особого рода огонь и теплота »и состоит из шарообразных, огненных, легко подвижных атомов - мельчайших, неделимых частиц материи. В отличие от Гераклита он отрицал бессмертие« души »:« душа, - учил он, - смертная, она уничтожается вместе с телом ».

Согласно учению Лукреция, «душу» человека нельзя рассматривать как нечто бестелесное: такое утверждение неверно, поскольку бесплотной может быть только одна пустота: все остальное состоит из материальных атомов. Источником познания является чувственный влияние вещей на телесную «душу» человека. При этом всякое внешнее воздействие вызывает ощущение: для этого она должна достичь определенной силы. Например, процесс восприятия он рассматривает так: от внешних предметов отделяются материальные, очень малы по величине эйдосы, которые влияют на органы чувств, а через них и на более глубокие части «души». В результате этого человек и получает образ предмета который на нее влияет. В процессе восприятия постоянно происходит уточнение и сверка согласно непрерывных воздействий от внешних предметов. Эти материальные образы, полученные «душой», сохраняются после прекращения восприятия, причем образы подобных вещей как бы накладываются один на другой, их индивидуальные особенности при этом стираются, они приобретают общего, превращаясь в понятие вещей.

Наряду с материалистическим в античной философии возник и получил развития идеалистическое направление во взглядах на природу «души».

Самым ярким выразителем идеализма в древнегреческой философии был Платон (427-347 гг. Н.э.). Он учил, что "душа человека нематериальна и по своей природе является ни чем иным, как« идеей »- бессмертной духовной сущностью, только на время земной жизни она соединяются с телом. Душа совершенно отлична от тела и содержащейся в нем, как в темнице. До своего воплощения «душа» живет в особом занебесной «мире идей», куда она и возвращаются после земного существования. По учению Платона, мир идей, в противоположность миру вещей, представляет собой подлинную реальность, вещи же являются лишь смутными отражениями идей.

В противоположность Платону Аристотель (4 век до н. Н.э.) утверждал, что «душа» человека, будучи нематериальным, неразрывно связана с телом. Аристотель рассматривал «душу» идеалистически, как «форму», в которую воплощается материя в человеке. Тело человека, будучи материальным, представляет собой лишь пассивное начало. Само по себе оно никак и ничем не может себя проявить. Активным началом в человеке является его «душа», которая управляет всеми жизненными проявлениями тела: без «души» тело не могло бы существовать, и в нем не могли бы возникнуть никакие процессы.

Весомым вкладом в развитие психологических знаний античного периода считается наследие Аристотеля. Его трактат «О душе» содержит обзор и критику современных ему представлений о предмете науки. Он раскрыл роль механизма ассоциации в познавательных процессах. Ему принадлежит учение о трехуровневой иерархии способности психики (в широком смысле, как растительная, животная и специфически человеческая психика с присущими именно ей качествами), о формировании характера, о видах мышления («практический» и «теоретический» ум), о возрастных особенностях развития и др.. А главное, примененные им принципы системности, детерминизма и развития, стали ориентирами для последующих исследователей, являются ли они актуальными сегодня.

Среди достижений периода античности

  • понятие нравственности, психотерапевтический диалог (Сократ);
  • основы учения о темпераментах (Гиппократ)
  • определения локализации умственной деятельности в головном мозге (Алкмеон)
  • основы теории познания, исследования ощущений как источника представлений о действительности (Демокрит);
  • основы идеалистической концепции в теории познания, основы теории мотивов (Платон);
  • основы рефлексии (Плотин).

Дальнейшее развитие античной традиции происходило в тяжелых условиях становления монотеизма в Византии, средневековой Европе и на арабских просторах Халифата. Считается, что именно арабские ученые спасли античный духовное наследие во время, когда Европа страдала от варварства и религиозного фанатизма. Развивалась теория восприятия (Ибн ал-Хайсам, известный также как Альхазен), исследования природы души (Ибн Рушд или Аверроэс), медицинская психология, в частности, влияние аффектов на состояние организма (Ибн Сина или Авиценна). В IX веке в марокканском Фесе работала психиатрическая клиника. Средневековья и Возрождения

Богословские трактаты и проповеди Средневековья содержали некоторые идеи с античности. В частности, учение о рефлексии, типологию и иерархию психических явлений Стагирита, учение неоплатоников. Благодаря каролингского возрождения и общению с арабским миром, найдены и спасены списки некоторых античных первоисточников.

Вместе с тем, церковь указывает задачей ума доказательства существования Бога, а методом - исследование Священного Писания. Существует гипотеза о происхождении из этих иудейско-христианских исследований современного понятия личности.

Новая эпоха, Возрождение, разрушает некоторые институты средневекового общества, ущемляли человеческую личность (цеховая, феодальная структура), а прежде всего, вносит изменения в педагогическую практику до базировалась на схоластической традиции и поднимает интерес к античному наследию.

На рубеже XV-XVI вв. впервые в печати появляется слово «Психология», в трудах известного пункты профессора философии Р. Гоклениус и его ученика А. Гасман Новое время

По Нового времени психология продолжает свое развитие в рамках философских систем Рене Декарта, Лейбница, Локка, Гартли и других. Для этого периода характерно проникновение в гуманитарное знание концепций и законов естественных наук. На украинской территории изучения психологии разворачивается в Киево-Могилянской Академии. Курс этой науки читал И. Гизель (1600-83), профессора Академии Л. Баранович (1620-93) и И. Галятовский († 1688) уделяли ей внимание в своих произведениях, опираясь на философию Аристотеля в ее схоластической интерпретации. В 1868 году Климентий Николаевич Ганкевич издал первый учебник «Психология», а в 1874 - «Краткий очерк психологии для употребления в школах средних». Климентий Ганкевич преподавал психологию в Черновицком университете и у него учился Иван Франко, чтобы закончить студии прерваны арестом. Во Львове Иван Франко учился у еще одного известного психолога - Юлиана Охоровського, который в 1889 году организовал Первый Международный Конгресс Психологов.

Достижениями периода XVII-XVIII вв можно считать:

  • учение о рефлексии и рефлекс, первую модель нервной системы, постановку вопроса о сознании как предмет психологической науки (Декарт)
  • теории эмоций, свободы и учение о человеке как целостную существо (Спиноза)
  • концепции бессознательного в психической структуре и психофизического параллелизма (Лейбниц)
  • вопрос о приобретенное и наследуемое, понимания веса опыта в формировании психики (эмпирики Локк, Гоббс)
  • учение об ассоциации как основу психических процессов, теория воспитания (Гартли)
  • периодизация психического развития и образовательно-воспитательная теория основана на ней (Руссо).

Философский эмпиризм XVIII в. провозгласил действительным лишь то, что дано в непосредственном чувственном опыте. Такая установка заставляла искать объективные основы психических процессов, а в методологическом плане - отступить от привычного созерцания в пользу экспериментов. Врач Кабанис (1757-1808), Иржи Прохазка, Ф. Мажанди и Ч. Белл (см. Белла-Мажанди закон), Франц Галль (1758-1829), физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) проводили первые анатомо-физиологические и экспериментальные исследования нервной системы. Ими выяснены особенности строения и функционирования рефлекторной дуги, головного и спинного мозга. Сделанный ими вывод о локализации протекания психических процессов в головном мозге живого организма остается неоспоримым сегодня.

На протяжении XVIII-XIX веков активное развитие получила ассоциативная психология, ассоциация рассматривалась в механистическому смысле как сочетание, соединение элементов в единое целое. Ассоциативная психология по-своему стремилась построения объективного метода. Ее представитель, Джон Стюарт Милль (1806-1873) надеялся создать что-то вроде таблицы душевных элементов: ощущений, мыслей и мотивов, - а плодами их комбинирования представлял всю совокупность психических явлений. Кроме того, он предложил концепцию психологизма, согласно которой все явления культуры и общественной жизни (воспитание, право, политика, искусство и т.д.) должны рассматриваться сквозь призму психологических законов. Психология в рамках его учения выступила как самостоятельная отрасль научного знания. Развитие психологии в конце XIX - начале XX в.

Следует признать, что своими предыдущими достижениями психология должна благодарить интуиции и умозаключения на основе наблюдений, интроспекции. Применение научных (в современном смысле) методов было спорадическим. Фон, на котором происходило становление современной психологии, определяли следующие тенденции:

  • продвижение позитивистской методологии, требовала применять объективные методы естественных наук в любых, в т.ч. общественных и гуманитарных исследованиях;
  • развитие эволюционной теории, которая, во-первых, поставила вопрос о происхождении психики современного человека, во-вторых, фактически зтерла разницу между человеком и животным;
  • накопление эмпирического материала, который нуждался специфических психологических теорий, прежде всего, в медицине (лечение неврозов), физиологии (изучение органов чувств), педагогике, этнографии и др..

Сама психологическая наука переживала кризис в связи с отказом от мышления души исключительно как сознания и введением экспериментальных методов исследования.

Физиологические школы

Психоанализ

Подробнее: Психоанализ

Развитие психологии в XX в.

Подробнее: Течения в психологии

Советская психологическая традиция

Подробнее: Психология в СССР

Развитие психологии в Украине

Подробнее: Развитие психологии в Украине

Современное состояние психологической науки

Отрасли психологии

Отрасли психологии

Психология и массовая культура

Кинематограф

Художественная литература

На современной литературе сильно отразились влияния таких психологов как З. Фрейд и К. Г. Юнг. Это и неудивительно, ведь у них или их учеников консультировались выдающиеся писатели (Герман Гессе). Некоторые психологи сами брались к изящной словесности как Виктор Франкл и Ирвин Ялом.

Американский психолог-практик Ирвин Ялом является автором популярной серии книг, жанр которых он определил «психотерапевтическая новелла». В них профессионально, подробно, часто иронически изображены процессы консультирования, диагностики и терапии; обозначены различия между современными подходами решения психологических проблем; змавльована «кухня» американской медицины и психотерапии со всеми достоинствами и недостатками.

Фантастика

  • цикл «Фонд» Айзека Азимова прогнозирует появление науки психоистория, которая обобщит данные психологии масс, создаст математические модели для описания, анализа, а главное - прогноза поведения народов и развития всего человечества.
  • Валерий Генкин и Александр Кацура в романе «Завещание беглеца» рассматривают принципы развития биороботов с человекообразной, но преобладающей человеческие возможности психикой. Интересно вывод писателей-ученых: «надинтелекту» присуща «надсовисть».

См.. также

Психологическая антропология

Психическое и Психика

Душа и Дух

Психея

Литература

  1. Общая психология: Учебник / А. В. Скрипченко, Л. В. Долинская, 3. В. Огороднийчук и др.. - М.: Просвещение, 2005. - С. 464.
  2. Общая психология: Учеб. пособие / Максименко С. Д., Соловиенко В. А. - К.: МАУП, 2000. - 256 с.
  3. Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989.
  4. Махно М. М., Скок М. А. История психологической мысли Учеб. пособие. - Чернигов: ЧНПУ, 2010. - 256 с.